Вопрос-ответ

ВОПРОС

«Применимо — ли понятие «технологическое видеонаблюдение» к  охранной деятельности»

ОТВЕТ

В частности от гражданина многоквартирного жилого дома г. Могилёва поступил вопрос о правомерности применения понятия «технологическое видеонаблюдение» для охраны объектов жилого фонда (многоквартирного жилого дома и прилегающей дворовой территории, включая парковку автотранспорта, детскую площадку) и  имеют – ли право  на проведение работ по монтажу телевизионной системы видеонаблюдения на вышеуказанных объектах организации, не имеющие специального разрешения (лицензии) на право осуществления охранной деятельности, в части  производства работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны.

При этом излагаем точку зрения по затронутым вопросам.

Термин «технологическое видеонаблюдение» содержится в немногочисленных документах отдельных министерств и ведомств для определения систем видеонаблюдения, предназначенных для решения узкоспециализированных задач в рамках технологических процессов, не связанных с охранной деятельностью. Лицензирование деятельности по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию таких систем, не связанных с охранной деятельностью, не входит в компетенцию Департамента охраны.

         Справочно:

ГОСТом 3.1109-82 «Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий» установлено, что: технологический процесс — часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

         Примечания:

технологический процесс может быть отнесен к изделию, его составной части или к методам обработки, формообразования и сборки;

к предметам труда относятся заготовки и изделия.

Постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 22 мая 2007 года № 8 «Об утверждении Правил безопасности и охраны труда металлургических производств» пунктом 614 предписано предусматривать на постах управления работой печей нагревательных наличие сигнализации, оповещающей о выдаче заготовок (слитков) из печи. Вновь вводимые и реконструируемые металлургические производства должны оснащаться средствами видеонаблюдения выходной части печи с установкой видеомониторов на постах.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 августа 2014 года № 793 «О дополнительных мерах по развитию отрасли свиноводства» руководителю организации, осуществляющей деятельность по выращиванию свиней с целью профилактики, ликвидации и недопущения распространения африканской чумы свиней на действующих, вводимых и реконструируемых свиноводческих комплексах, фермах, станциях искусственного осеменения свиней, предписано организовать установку системы видеонаблюдения на свиноводческом объекте.

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 января 2013 года № 7 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда медицинских работников, занятых в кабинетах магнитно-резонансной томографии» с целью выполнения мероприятий по охране здоровья медицинских работников, работающих в данных кабинетах, предписывается обеспечить наблюдение за состоянием пациента через смотровое окно пультовой или с помощью системы видеонаблюдения.

В соответствии с абзацем третьим части третьей пункта 380 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010
№ 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Положение), не требуется получение специального разрешения (лицензии) на право осуществления охранной деятельности в части проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств охраны индивидуального пользования. Согласно части первой пункта 380 Положения лицензируемая (охранная) деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями в соответствии с законодательством, регулирующим охранную деятельность в Республике Беларусь.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2006 года № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон) охранная деятельность — это деятельность государственных органов и иных организаций по охране физических лиц, охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны. Подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 года № 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности» установлен запрет на оказание услуг в сфере охранной деятельности физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

В Государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1250-2000 «Охрана объектов и физических лиц. Термины и определения» (далее ‑ СТБ 1250-2000), утвержденном постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 27 декабря 2000 года № 32, дано определение термина охраны объектов (имущества) как совокупности правовых, организационных, охранных, режимных и технических мер, осуществляемых уполномоченными на то органами и лицами в соответствии с законодательством, обеспечивающих защиту объектов (имущества) от несанкционированного доступа и противоправных посягательств.

Технические меры охраны – система мероприятий по оснащению объекта охраны средствами и системами охраны и инженерно-техническими средствами защиты (СТБ 1250-2000).

Статьей 1 Закона и СТБ 1250-2000 предусмотрено, что под системами охраны понимается совокупность совместно действующих средств охраны, установленных на охраняемых объектах и объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций (системы тревожной сигнализации, передачи извещений, контроля и управления доступом, телевизионные системы видеонаблюдения и иные системы). Условия осуществления проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств и систем охраны определены статьей 11 Закона.

В СТБ 1250-2000 к техническим системам охраны отнесены, в частности телевизионные системы видеонаблюдения, каждая из которых является комплексом объединенных линиями связи технических средств, предназначенных для видеонаблюдения за состоянием охраняемого объекта (его части), а также видеозаписи или подачи сигнала тревоги при изменении ситуации на нём.

Согласно руководящему документу 28/3.005-2001 «Технические средства и системы охраны. Телевизионные системы видеонаблюдения (Системы охранного телевидения). Правила производства и приемки работ», утвержденному Министром внутренних дел Республики Беларусь 4 декабря 2001 года, к работам по монтажу и наладке телевизионных систем видеонаблюдения (за исключением средств, применяемых физическими лицами в личных целях) допускаются организации и предприятия, имеющие специальные разрешения (лицензии) установленного образца, дающие право на осуществление данного вида деятельности (монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны).

Охраняемым объектом, в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Закона, являются здания, строения, сооружения, участки местности, транспортные средства, грузы, перемещаемые транспортом, денежные средства, материальные ценности и иное имущество юридических и физических лиц.

Согласно Жилищному Кодексу Республики Беларусь от 28 августа 2012 года № 428-З многоквартирный жилой дом — жилой дом, состоящий из вспомогательных помещений, а также двух и более квартир, каждая из которых имеет вход из вспомогательного помещения.

Монтаж телевизионных систем видеонаблюдения на объектах жилого фонда Департамент охраны рассматривает как проведение мероприятий по обеспечению сохранности жилищного фонда, направленных на защиту, как индивидуального имущества граждан, так и общего имущества граждан от несанкционированного доступа и противоправных посягательств и, исходя из вышеизложенного, осуществление такой деятельности требует наличия у организации специального разрешения (лицензии).

За осуществление незаконной предпринимательской деятельности предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно указанной статье предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

За нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.57 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно указанной статье нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации, а на юридическое лицо до 100 базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации.

ВОПРОС

  Почему пользующиеся услугами Департамента охраны граждане вынуждены докупать новое оборудование при переключении охраняемых жилых домов, квартир (помещений) на волоконно-оптические линии связи?

ОТВЕТ

  Подразделения Департамента охраны МВД Республики Беларусь оказывают услуги по охране жилых домов, квартир и помещений с личным имуществом граждан в тесном сотрудничестве с Республиканским унитарным предприятием «Белтелеком». Данное сотрудничество заключается в том, что передача всех данных охранных систем, установленных в помещениях с личным имуществом граждан, осуществляется по каналам связи, которые предоставляет РУП «Белтелеком». При таком положении дел, подразделения Департамента охраны при оборудовании помещений с личным имуществом граждан техническими средствами охраны обязаны учитывать особенности технологии передачи данных, используемой РУП «Белтелеком».

  В 2011 году начато подключение абонентов РУП «Белтелеком» по технологии GPON (гигабитная пассивная оптическая сеть). Основной целью обновления уже существующих сетей доступа является, прежде всего, необходимость улучшения качества и перечня предоставляемых услуг за счет переключения существующих абонентов широкополосного доступа.

  В связи с существенным отличием способа передачи информации по медным линиям связи, применявшимся РУП «Белтелеком» ранее, и технологии GPON, использование существующего охранного оборудования без его модернизации либо замены не представляется возможным.

  Так, в случае замены РУП «Белтелеком» медных линий на волоконно-оптические, абоненту, пользующемуся охранными услугами, необходимо, соответственно, заменить оборудование, которое позволит передавать информацию по данным каналам связи.

  Понимая существующую проблему, с которой сталкиваются пользователи наших услуг при переключении их с медных на опто-волоконные линии, Департамент охраны МВД Республики Беларусь предпринимает ряд мер по созданию максимально комфортных условий для наших потребителей при переоборудовании их жилищ новыми техническими средствами охраны.

  С целью удешевления стоимости переключения охраняемых объектов и жилых домов (помещений) физических лиц при замене медных линий на оптические, производителями наряду с приборами приемно-контрольными охранными (далее — ППКО), работающими в сетях GPON, разработаны и изготавливаются модули сопряжения, позволяющие подключать существующий на объектах и квартирах парк приборов к новой сети.

  Помимо этого, при переоснащении ранее охраняемых жилых домов (помещений), вызванных переключением на GPON, предлагается рассрочка сроком до 12 месяцев на технические средства охраны и пусконаладочные работы по их установке.

  Розничные цены на охранное оборудование для работы в сетях GPON по состоянию на декабрь 2016 года составляют:

модуль сопряжения «МПИ Ethernet» — 65 рублей;

модуль сопряжения «Аларм ППК Ethernet» — 88 рублей;

ППКО «ПКО-4 Ethernet» — 195 рублей;

ППКО «ПКО-4 GSM» — 210 рублей;

ППКО «Аларм-10» (4 шлейфа) – 185 рублей.

  В случае необходимости, возможно переключение охраняемых жилых домов (помещений) с использованием GSM каналов связи. Розничные цены на необходимое в этом случае оборудование по состоянию на декабрь 2016 года составляют:

«Аларм GSM-3» — 220 рублей;

«МПИ-GSM выносной» — 220 рублей.

  Более подробную информацию о дате проведения работ, типе и стоимости оборудования можно получить от специалистов соответствующего территориального подразделения охраны, либо по телефонам, указанным в договоре на оказание охранных услуг.

ВОПРОС

  Чем вызвано увеличение стоимости охраны помещений с личным имуществом граждан (квартир, домов, жилых помещений)?

ОТВЕТ

  На основании Указа Президента Республики Беларусь от 17 августа 2015 года №355, приказа Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13 ноября 2015 года №335 и по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь, с 1 декабря 2015 года введены новые тарифы на милицейскую охрану и часы пультовой охраны, а, попросту говоря, на оказываемые подразделениями охраны, как физическим, так и юридическим лицам, услуги.

  Так, тариф на услугу по охране одного жилого дома, квартиры, помещения с личным имуществом граждан, установлен в размере 7 рублей в месяц. Ранее он составлял 5 руб (50.000 рублей) в месяц.

  Предыдущие тарифы на оказываемые Департаментом охраны услуги, формировались в соответствии с постановлением Министерства внутренних дел и Министерства экономики Республики Беларусь в январе 2008 года. С того времени и до 1 декабря 2015 года они оставались неизменными.

  Вместе с тем, на протяжении столь длительного промежутка времени Департамент охраны МВД Республики Беларусь являлся, пожалуй, единственным субъектом хозяйствования, который на высоком организационном и качественном уровне оказывал населению столь необходимые услуги, не увеличивая их стоимости для потребителей.

  Увеличение тарифа на оказываемые подразделениями охраны услуги обусловлено совокупностью объективных факторов и реалий действительности.

  В настоящее время себестоимость оказываемых подразделениями охраны услуг по охране одного дома, квартиры, помещения с личным имуществом граждан, составляет, в среднем, от 20 до 30 рублей. Одновременно, тарифы на оказываемые услуги увеличены лишь на 2 рубля и, по-прежнему, плата за них остается не высокой, всего 7 рублей.

  С экономической точки зрения, оказание данного вида услуг является убыточным для подразделений охраны. Несмотря на это, наши подразделения обеспечивают общественную и имущественную безопасность граждан. Воспользоваться услугами Департамента охраны — для Вас значит быть спокойным за сохранность своего имущества, а для нас, как сотрудников органов внутренних дел, — быть уверенными в том, что в отношении Вашего имущества не будет совершено противоправных действий, либо мы сможем своевременно их пресечь.