И сегодня в строю.

В череде обязательных к исполнению важных дел в канун векового юбилея белорусской милиции одним из первых пунктов значится поздравление ветеранов органов внутренних дел. Для них резервируются самые почетные места в зрительных залах, где пройдут торжества. Нынешние сотрудники УВД идут к ним в гости – поздравить с праздником, вручить памятные награды и грамоты, справится о здоровье, уточнить, не нужна ли какая помощь. И – в который уж раз убедиться, что большинство этих людей не привыкли жаловаться или просить…

В памятном списке Бобруйского отдела Департамента охраны – 115 ветеранов, в разное время служивших в этом подразделении. Из них двое – воины-«афганцы», 13 – участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. И – один ветеран Великой Отечественной войны, он же – бывший руководитель горотдела охраны.

4

3 марта делегация во главе с заместителем начальника Бобруйского отдела Департамента охраны по идеологической работе и кадровому обеспечению Владимиром Владимировичем Грищенко навестили старейшего бобруйского «охранника» Тимофея Федоровича Кукотина.

Хозяин, встретивший нас у порога в пиджаке ультрамодного графитового цвета с орденскими планками, крепок и осанист, как столетний дуб. Первый вопрос беседы рождается по умолчанию. Оказывается, секрет здоровья и долголетия от Тимофея Кукотина прост и доступен:

– Особо ничем не злоупотребляю. Креплюсь понемногу. А тут и праздник такой подоспел – стараюсь быть, так сказать, на его волне.

С нынешним праздником они почти ровесники: Тимофею Федоровичу – 97 лет. Клише из поздравлений – о долгой и насыщенной событиями жизни – в его случае отнюдь не просто фигура речи. Для обстоятельной беседы наверняка не хватило бы и нескольких дней, но кое о чем Тимофей Кукотин – после того, как ему были вручены Медаль «100 год беларускай мiлiцыi» и денежная премия – все-таки припомнил. Например, о том, как стал солдатом Великой Отечественной войны в первый же ее день (он служил пограничником в Гродно). Об окружении, ранении в бою, долгой дороге к линии фронта, к своим. Дорога эта заняла у него почти полтора года. После обязательной для таких случаев проверки он был зачислен в штат НКВД. Так началась его служба в органах внутренних дел.

В Бобруйск он приехал в 1944 году: в недавно освобожденном от фашистов городе был организован лагерь для военнопленных на Форштадте, куда и направили служить молодого сотрудника. Тимофей Кукотин отвечал за отправку эшелонов с пленными в Германию, во Франкфурт-на-Майне. Разобравшись с этим делом, в 1949 году он перешел на работу в бобруйскую детскую колонию, а в 1963 году стал сотрудников вневедомственной охраны – сначала заместителем начальника горотдела, затем и главным охранником города.

Предложение сравнить «тогда» и «сейчас» вызывает у него улыбку: да как тут сравнишь, времена-то совсем разные… Вот как, например, «запараллелить» нынешний автопарк отдела и пять мотоциклов, которые были в наличии в середине 60-х? А вот работы при этом было едва ли меньше, чем сейчас. Но вверенное ему подразделение справлялось с ней весьма неплохо: почетное знамя лучшего подразделения области как перебралось в первый год его службы в Бобруйск, так и прописалось здесь до его выхода на заслуженный отдых.

Из множества важных и нужных дел, которые довелось ему свершить на посту начальника отдела, Тимофей Кукотин особо выделяет то, что именно при нем в Бобруйске появилась первая система охранной сигнализации. Работу по внедрению инновации он проводил с ближайшим соратником Иваном Федоровичем Поповым, который привлек к этому делу спецов из числа бобруйских авиаторов.

– При мне отдел работал без взысканий, сотрудникам я только благодарности объявлял, – эта фраза Тимофея Федоровича будет весомее многих пространных рассказов.