ВСЕГО МУЗЕЮ НЕ ВМЕСТИТЬ…

В 1986–м милиционеру-водителю Октябрьского (г. Могилёва) отдела охраны Василию Романову было 26. Он попал во второй сводный отряд УВД Могилёвщины из 30 человек. Как и предыдущую, новую группу ликвидаторов последствий катастрофы на ЧАЭС организовали и отправили в загрязнённую зону в кратчайшие сроки.

В середине  июня, без документов, в темно-синей форме, сапогах и с неработающими дозиметрами подразделение прибыло в Хойники, где обосновались уже резервисты, пожарные и химики. На смену, которая длилась 12 часов, уходили с сухим пайком из спортзала местной средней школы.

ФОТО-ЧАЭС-РОМАНОВ

— Вся надежда на выданные «надёжные» респираторы вскоре рухнула, — вспоминает Василий Владимирович. — За всю командировку бог не отправил на цветущую отравленную землю ни единой капли воды. Жара, в то же время, стояла невыносимая. Вокруг кружилась-плясала в танце смерти злосчастная радиоактивная пыль. Спустя какое-то время прибор, который должен был защищать дыхательные органы, глаза и уши, пожелтел, как осенний лист, и сам по себе уже не спасал, а, наоборот, серьёзно угрожал здоровью.

ОБЩЕЕ-ФОТО-РОМАНОВ

Добраться до населенных пунктов можно было только на уазике. Ни страха, ни роптанья, ни паники, по словам ветерана, не было, хотя бояться, действительно, было чего. Ни на минуту не покидали волнение, тревога, переживание за людей, попавших в страшнейшую беду. Разрывавшее душу сочувствие резко, до спазма в горле, усиливали совершенно дикая тишина, оставшиеся без добрых и умелых хозяев недоенные коровы, спутанные лошади, голодные, как и они, коты и стаи собак…

В одной из деревень Василий нашёл с товарищами оставшихся в своих тёмных домах двух пожилых женщин. Они молча и отрешённо слушали бойцов, кивали седыми головами в знак понимания произошедшего с их родной землёй, но покинуть милые сердцу места так и не согласились. Сказали,  закончат свой век только здесь, где появились на свет. Пришлось взять над старушками шефство и регулярно делиться с ними сухими пайками, помогать в каких-то мелочах, о больших планах уже не думалось.

Весной 2007 года майор милиции в запасе Василий Романов узнал, что в нынешнем агрогородке Судково, где милиционеры воевали когда-то с мирным атомом, по многочисленным просьбам жителей многострадального Хойникского района и переселенцев создали музей «Трагедии Чернобыля». Его задачами стали патриотическое воспитание молодёжи, увековечивание памяти героев Чернобыля, привлечение внимания общества к проблемам, связанным с крупнейшей техногенной катастрофой минувшего столетия .

Сегодня в этом музее более 2500 экспонатов. Экспозиции рассказывают о тех, кто тушил пожар на реакторе и ликвидировал последствия трагедии, об истории деревень в послевоенные годы и дочернобыльский период, про быт, деятельность, культуру и традиции выселенных населенных пунктов. Имеющиеся материалы представляют  так же  экономическое развитие района, области и республики в послечернобыльское время, знакомят с оздоровлением  детей в странах дальнего зарубежья, посещениями музея иностранными  делегациями.

Учреждение, кстати,  успешно применяет такие формы работы, как лекции, экскурсии,  устные журналы, выставки, просмотр видеофильмов, встречи с переселенцами и выпускниками школ. Музей принял участие в Международном проекте ПРООН «Развитие международной исследовательской и информационной сети по Чернобылю», в результате чего была  издана книга «Память Чернобыля».

Василий Романов охранял общественный порядок и в Наровлянском районе. Запомнилось выступление перед милиционерами-ликвидаторами всенародно любимых «Сяброў», исполнявших свои лучшие музыкальные произведения.

— Огромнейшее спасибо им за ту незабываемую дружескую встречу-поддержку в напряжённейшей обстановке, — говорит, вспоминая сложное время, Василий Владимирович. — После каждого очередного дежурства мы складывали одежду в полиэтиленовый пакет, который спокойно несли с собой в.. расположение отряда. Там на следующий день его распаковывали и снова одевались в старое…

Был и такой казус. По одну сторону КПП, который представлял собой автомобиль и примитивный, из вырубленной стройной ёлки шлагбаум, зона считалась запретной, а по другую продолжала кипеть жизнь, будто ничего страшного и  не произошло. Там усердствовали в поле, продолжая сеять яровые, местные трудолюбивые хлеборобы. Эти контрасты вызывали и раздражение, и непонимание, и удивление, и недоумение, ведь  зашкаливало везде одинаково! И никто никогда не говорил ни мне, ни другим о каких-то суточных дозах радиации. Зато по окончании командировки всем вручили знаки «Отличник милиции» и поблагодарили за службу …
Спустя 35 лет мы благодарим Василия Романова и его товарищей за добросовестное, успешное,  достойное выполнение сложнейших   служебных обязанностей в загрязнённой зоне ещё раз. Сами большего, к сожалению, не можем. Крепкого вам всем, дорогие друзья, здоровья и долгих лет жизни.  Побольше светлых и радостных, приятных и счастливых дней!

                                                                                    Владимир Борисенко