Мастерство водителя заключается в том, чтобы быть внимательным, причем всегда. В этом уверен милиционер-водитель Бобруйского отдела Департамента охраны Станислав Горбачев, победитель ХVII открытого республиканского конкурса профессионального мастерства среди сотрудников Департамента охраны.
Движение в городе большое, особенно в час пик. Далеко не все водители внимательны на дороге, делают музыку громче, отвлекаются. За рулем нужно сохранять предельную концентрацию — особенно зимой, когда асфальт в городе покрыт снежной кашей и скользкой пленкой. В то же время современные автомобили провоцируют на то, чтобы полностью расслабиться и опереться на надежное плечо электронных помощников. Однако ни самая современная электроника, ни хорошие шины, ни полный привод не обеспечивают стопроцентной безопасности и не избавляют водителя от ответственности. Опытный водитель напомнил, как сделать вождение зимой максимально безопасным.
На шаг опережай события
На зимней дороге хороший водитель должен постоянно на шаг опережать события и учиться видеть не только происходящее перед собственным капотом, но и на несколько машин вперед. Смотреть правильнее не туда, куда едешь, а туда, где хочешь оказаться: не на вход в поворот, а на выход из него, не на само препятствие, а на его объезд.
Набрав хорошую скорость, летом некоторые проезжают какой-то участок дороги на нейтральной передаче. Хотя это и не допускается, но все же… Зимой это категорически запрещено. Даже ровная дорога в зимних условиях бывает совершенно непредсказуемой. Вас могут ожидать «сюрпризы»: накаты, наледь, на которых автомобиль с большой вероятностью может занести. На «нейтралке» в таких случаях управлять автомобилем гораздо сложнее.
Трогаться с места зимой тоже следует по-другому. Чтобы избежать пробуксовки при трогании с места на скользком покрытии, нужно плавно нажимать педаль газа, не топить ее в пол и обязательно следить за углом поворота колес: они должны стоять строго прямо.
Держи дистанцию
С наступлением зимы обязательно «переобуйте» вашу машину и используйте только зимние шины! Эксплуатация летних шин в зимних условиях — преступление по отношению к себе и другим водителям.
Держите дистанцию. Есть негласное правило: зимой необходимо увеличивать дистанцию до впереди идущего автомобиля в 2 раза по сравнению с привычной дистанцией при вождении в теплое время года. Также важно помнить про боковую дистанцию, в особенности на дорогах с накатанной колеей.
Избегайте колеи или обочин. Выезд из накатанной колеи так же опасен, как и заезд на обочину или любой другой непрокатанный участок дороги. Наиболее коварны такие участки во время гололеда, так как автомобиль может просто выбросить с занимаемой полосы. Любое маневрирование в условиях оледенелых перепадов нужно совершать только на минимальной скорости и лучше при отсутствии находящихся рядом автомобилей.
Если под колесами скользко
Как понять, какое покрытие под колесами, и спрогнозировать поведение машины? Можно на пустом отрезке дороги несколько раз коротко и уверенно нажать на педаль тормоза. Юз шин на автомобиле без ABS или вибрация педали на машине с антиблокировочной системой предупредят вас о том, что под колесами скользкое покрытие.
Не забывайте, что при наличии ABS тормозить просто: все работает так же, как и летом. Если антиблокировочной системы нет, то тормозить следует короткими прерывистыми нажатиями. Отпускать педаль тормоза нужно в момент, когда колеса блокируются. Таким образом создается некая имитация работы ABS.
Если вы начинающий водитель и это ваша первая зима – помните: любые, даже самые полезные навыки, освоенные в теории, ничем не помогут вам в экстренной ситуации. Поэтому все движения надо отработать до автоматизма. Лучше потренироваться где-нибудь на безлюдной площадке за городом. Чтобы эффективно бороться со скольжениями, нужно научиться их не бояться, а этого возможно добиться только практикой.
Всегда готов
И, конечно, не забывайте о подготовке автомобиля к зиме. Помимо желательной обработки «автохимией» кузова, дверных уплотнителей и петель, будет нелишней замена салонного фильтра: из-за плохой циркуляции воздуха стекла быстро запотеют. А с изношенными щетками стеклоочистителя на зимнюю дорогу лучше и не выезжать.
И напоследок несколько хитростей, которые помогут избежать неудобств при вождении зимой:
- используйте стояночный тормоз через некоторое время после остановки — это позволит барабанам и колодкам остыть и снизит вероятность их примерзания;
- регулярно очищайте колеса от снега и льда — это поможет избежать разбалансировки колес и снизит биение руля на скорости;
- перед стоянкой откройте окна или двери автомобиля на пару минут, чтобы запустить в салон холодный воздух — это уменьшит образование наледи и инея на стеклах.
Анастасия Комкова
газета «ВЕСНІК МАГІЛЁВА»