В честь 76-летия Великой Победы у памятника бойцам батальона милиции капитана К.Г.Владимирова в деревне Гаи Могилевского района прошел торжественный церемониал. Министр внутренних дел Республики Беларусь генерал-лейтенант милиции Иван Владимирович Кубраков, его заместители и ветераны органов внутренних дел и внутренних войск МВД вместе с почетными гостями возложили цветы и венки к подножью памятника.
Начальник Могилевского областного управления Департамента охраны полковник милиции Игорь Иванович Драчёв принял участие в торжественном митинге-реквиеме.
В торжественном митинге-реквиеме приняли участие также руководство области и города, представители общественности и молодежных организаций. Они возложили венки и цветы к подножию монумента, почтили минутой молчания и оружейными залпами память тех, кто погиб в ходе Великой Отечественной войны и умер от ран в госпиталях и больницах в годы войны и последующие годы.
В общих чертах напомним историю того подвига. Потерпев неудачу на подступах к Могилеву в районе известных сегодня всему миру Буйничей, где только за один день 12 июля 1941 года гитлеровцы потеряли 39 танков, враг решил прорвать оборону на второстепенных участках.
В этот же день милицейский батальон был поднят по тревоге и выведен из города. Бойцы 1-й и 2-й роты заняли позиции в районе деревень Старое Пашково—Гаи, располагавшихся северо-западнее Могилева. Третьей роте было приказано занять оборону в районе Минского шоссе на подступах к станции Могилев-2.
Батальон занял рубеж на безымянной высоте (ныне высота Владимирова), прикрыв железнодорожный узел со стороны Шклова.
Утром 13 июля разгорелся жестокий бой. Немцам удалось захватить деревню Старое Пашково. Первая рота батальона милиции вынуждена была отойти на запасную линию обороны, расположенную на левом берегу реки Дубровенки. В бою милиционеры захватили первые трофеи: станковый пулемет, автоматы, гранаты.
Несколько дней эти не самые профессиональные защитники Могилева сражались, как львы, удерживая свои позиции. Они упорно не допускали врага к железнодорожному узлу. В общем, продолжали сражаться, несмотря ни на что.
Более того. В ночь на 14 июля батальону удалось отбить деревню Старое Пашково и военный городок, где уже разместились немцы, и до вечера 14 июля эти населенные пункты удерживать.
Но гитлеровцы подтягивали сюда все новые и новые силы. А к вечеру, при массированной поддержке минометов, вновь смогли занять Старое Пашково. Оценив обстановку, Владимиров сделал оригинальный тактический ход. Он приказал оставить деревню Гаи. По ней фашисты вели особенно интенсивный огонь. Несколько бойцов, оставшихся в деревне, перебегали с места на место и стреляли по врагу, создавая видимость, что основные силы оборонявшихся все еще в окопах.
Враг, не заметив перегруппировки, обрушил на деревню ураганный огонь, впустую расходуя сотни снарядов. А когда фашисты пошли в атаку, их встретили перекрестные пулеметно-ружейные выстрелы с флангов. Бой оказался коротким. Ошеломленный враг отступил.
Утром 15 июля обозленные гитлеровцы вновь двинулись в наступление. Несколько раз шли в атаку, пытаясь завладеть высотой, но неистовые милиционеры их отбрасывали. Защитников высоты становилось все меньше. Но милицейский батальон Владимирова продолжал сражаться с гитлеровцами и в последующие дни. Только 17 июля его бойцы отбили 7 вражеских атак, подбили несколько бронетранспортеров.
В ночь на 18 июля огонь противника на некоторое время прекратился, и эта передышка позволила бойцам милицейского батальона углубить окопы, поднести патроны, распределить между милиционерами оставшиеся гранаты. Командирами была проверена готовность к очередному… Как оказалось, последнему бою.
Наступило утро 18 июля. На самом рассвете группа немцев пыталась незаметно пробраться к позициям батальона, но безуспешно. Была отбита и следующая атака. В 14.00 гитлеровцы, подтянув новые силы, двинулись на поредевший милицейский батальон. Тяжело раненый капитан Владимиров поднял своих бойцов в контратаку. Схватка была короткой. Разорвавшийся снаряд сотнями осколков ударил по комбату Владимирову. Погибли очень многие. Но высота осталась не взятой.
Ошеломленные немцы несколько суток не отваживался приблизится к высоте, на склонах которой лежали милиционеры в синем форменном обмундировании. Только 21 июля фашисты заявили о завершении операции.
Озлобленные стойкостью защитников этой высоты, они пытались мстить милиционерам даже мертвым. Под угрозой смерти местным жителям было запрещено их хоронить. Но люди действовали так, как им подсказывала совесть, а не страх. Милиционеров хоронили тайно, ночью.
Одного из местных жителей за нарушение приказа новой власти показательно расстреляли. Остальные жители ушли в лес.
В деревне Гаи около памятника бойцам батальона милиции под командованием капитана Константина Владимирова располагается Аллея памяти бойцам батальона …
ОИР ОИРиКО Могилевского областного управления