В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. №175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон) охранная деятельность — деятельность государственных органов и иных организаций (далее, если не указано иное, — организации) по охране физических лиц, охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны.
В соответствии со статьей 8 Закона Департамент охраны осуществляет контроль за охранной деятельностью организаций, за исключением организаций, указанных в абзаце втором части первой статьи 9 Закона. Контроль за охранной деятельностью организаций по охране принадлежащих им объектов (имущества) осуществляется в рамках мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. Так, в пункте 2 Перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105, содержится мероприятие «Оценка соблюдения организациями, их обособленными подразделениями условий и правил осуществления охранной деятельности, ограничений в сфере охранной деятельности (за исключением подлежащих лицензионному контролю)» с периодичностью осуществления – один раз в три года.
Порядок осуществления мероприятий установлен постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 04.04.2019 №94 «О порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера».
При проведении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера устанавливается выполнение организациями, их обособленными подразделениями, работниками охраны организаций требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления охранной деятельности.
Типичными нарушениями законодательства, выявляемыми в ходе проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера являются:
не представление сведений подтверждающих отсутствие судимости и уголовного преследования у работников охраны; о непризнании в установленном законодательством порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными работников охраны; о не состоянии на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением работников охраны; о не состоянии на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией) на работников охраны; не представление сведений на работников охраны, в отношении которых не аннулировано разрешение на хранение оружия;не проведение специальной подготовки с работниками охраны;
работники охраны выполняют обязанности, не имея служебных удостоверений и жетонов;
работники охраны допускаются к выполнению обязанностей без прохождения медицинского осмотра и проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы.
В соответствии со статьей 24.37 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности, предусмотренных законодательством, —
влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации, а на юридическое лицо — до ста базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации.
Лицензионно-контрольное отделение штаба Могилевского областного управления Департамента охраны МВД Республики Беларусь